Творчество



Музей / Архитектурное проектирование

(полный текст статьи)

Осенью 2010 года в моей жизни произошло долгожданное событие. Впервые за годы дистанционного, но довольно интенсивного общения с удивительной семьёй Стрельниковых посчастливилось, наконец, побывать и в их краях: небольшом провинциальном городке, расположившемся близ границы Московской и Владимирской областей. 

   Конечно, Александров не мог поразить воображение жителя
   мегаполиса со стажем своими улицами и площадями, масштабами
   обжитых пространств или крупными архитектурными комплексами
   многоцелевого назначения. Он притягивал и манил к себе
   совершенно иным – тем удивительным таинством, что вершилось в
   нём на протяжении последних десятилетий при непосредственном
   участии Высших Посланников Бога. И потому хотелось не только
   встретиться и побеседовать с ними в неформальной, задушевной обстановке, но и впитать особую атмосферу этого сакрального места, надышаться тем особым воздухом, что многие годы вдохновлял их на многогранное высокое творчество. Воочию обрести то, о чём не раз читал в книгах и письмах, но что неизбежно ограничивалось узкими рамками несовершенного воображения.

Несмотря на то, что риск не встретить в Александрове Людмилу Леоновну и Александра Ивановича Стрельниковых был в те дни довольно высок из-за возникавших разного рода незапланированных препятствий, наша встреча всё-таки состоялась. И прошла она так, как и мечталось: в задушевной обстановке первого и пока единственного очного общения, заинтересованного обмена мнениями, с радостными улыбками и памятными сувенирами, теплотой и искренностью сердец.

Но, как и всё долгожданное, пролетела она едва уловимым мгновением, яркой незабываемой вспышкой на фоне нескончаемости привычных буден. В такие минуты особенно жалеешь, что время неподвластно человеку. Наши дорогие собеседники – люди всегда невероятно занятые – и в тот приветливый сентябрьский день располагали лишь несколькими свободными часами для общения. Однако они гостеприимно и великодушно раздвинули рамки возможного, откликнувшись на нашу заключительную просьбу.

Покидая небольшой и довольно уютный VIP-зал гостиницы по окончании состоявшегося разговора, мы с женой попросили Людмилу Леоновну и Александра Ивановича показать нам на прощание их город. Дабы вместе пройти по тем памятным улочкам и местам, с которыми их связало нечто особенно примечательное и интересное. И они без колебаний согласились.

Многое из того, о чём доводилось ранее лишь читать в книгах, предстало нашему взору воочию. Старинная церковь, в которой Бог впервые явил себя современному миру, выйдя на связь с группой энтузиастов-спасателей Володи Чичилина со словами: «Дети мои, вы звали Меня, и Я вас услышал!».  Библиотека, где проходили заседания клуба «Контакт». Предприятия, на которых до и какое-то время после начала своей Великой Миссии трудились Людмила Леоновна, Александр Иванович и Лариса Александровна. Место посадки звездолёта Лоса и Эдара, а также многое другое.

Несомненно, ореол романтики придавал в те минуты Александрову особую, неповторимую привлекательность, хотя истинная картина, наверное, была куда приземлённей и прозаичней. Яркость впечатлений от состоявшейся встречи и всего впервые увиденного нами надёжно скрыла под собой и разбитые улочки, и унылую серость отдельных зданий, и следы заметного угасания некогда бурной жизни города-труженика, постепенно переродившегося в заштатный городок торговли и туризма.

Но был ещё один положительный фактор, раскрасивший нашу прогулку по Александрову дополнительными жизнерадостными красками. Их источником стала архитектура старинного города. Присутствие в её многослойной фактуре, наряду с безнадёжно отжившим свой век и уходящим в прошлое контентом, того современного содержания, что наполняло город верой в лучшее будущее и перспективы своего дальнейшего роста и развития. То тут, то там по ходу движения встречались светлые, жизнерадостные строения, нередко сложной, необычной формы, обращавшие на себя внимание новизной и оригинальностью облика, усилившие нам и без того возвышенное настроение.

С нескрываемым интересом и радостью мы узнали тогда, что многие из этих зданий появились на свет при непосредственном участии Александра Ивановича Стрельникова. Благодаря его разностороннему мастерству архитектурного проектировщика, достигшему в перестроечные годы девяностых и нулевых своего подлинного расцвета и недюжинной силы. И именно тогда зародилась в голове идея, связанная с созданием в музее творчества Посланников отдельного раздела, посвящённого работам Александра Ивановича.

Ведь этому по-настоящему удивительному, необыкновенному человеку, обладающему особой притягательной внутренней силой, полноправному представителю мощного триединого содружества современных Посланников Бога сайт-музей до настоящего времени так и не воздал должного в своих публикациях. Несправедливо мало о нём известно людям, но искренне хочется знать больше и писать в восторженных тонах. О его радушии и доброте, разносторонней эрудиции, творческих достижениях и способностях.

Эти и многие другие качества стали особо зримыми во время нашей очной встречи. О таких людях обычно говорят: «Он – душа компании». А Александр Иванович ещё и душа своей семьи. Но одновременно с этим он всегда сдержан, мудр и скромен. В то время как женская половина по роду деятельности проявляла себя более ярко и выпукло в нашем мире, Александр Иванович оставался в тени, хотя трудился при этом столь же самозабвенно и геройски не только на благо родных и близких, но и во имя достижения общей Высокой цели.

Именно эта, фактически абсолютизированная скромность автора, удивительным образом нашедшая своё отражение и в избранной им профессии, не позволяла все прошедшие после нашей встречи годы воплотить в жизнь идею о создании в виртуальном музее проектно-архитектурного раздела. Раздела, который гармонично дополнил бы рассказ о разностороннем творческом потенциале всей космической семьи Стрельниковых, придав экспозиции музея большую целостность и законченность.

Периодически напоминая о нём в свои письмах, я долгое время получал в ответ лишь неопределённые обещания. И вот – свершилось. Могу лишь строить догадки о том, что именно послужило толчком для движения в данном направлении, но уважаемый Александр Иванович всё-таки принял решение предоставить нашему вниманию те архитектурные работы, что увидели свет благодаря его таланту и высокому профессионализму.

Хочется отметить, что особенно сильно повлияли на рост его мастерства жесткие перестроечные процессы в нашей стране, начавшиеся с приходом девяностых. Вот как вспоминает об этом он сам: «Раньше при Советской власти, до 1990 года, все конструктора разных профессий объединялись одной проектной организацией. В конструкторском отделе сидело 15-20 человек, и каждый вычерчивал и разрабатывал ту часть, которая поручалась ему руководителем группы. Один вычерчивал перекрытие, другой покрытие, третий разрабатывал лестницы, несколько человек работали с фундаментом и так далее. Над одним объектом работала вся проектная организация в течение полугода. В такой системе работала и Людмила Леоновна, то есть выполняла частные конструкторские разработки.

В период перестройки такие первичные организации в нашем городе все разрушились, прекратив своё существование. Вместо них организовались маленькие проектные группы, в составе единичных специалистов разного профиля. Каждый специалист работал уже самостоятельно за целый отдел и выполнял свою часть проекта полностью один от начала и до конца, а платили ему, как и раньше в размере одного оклада. Появилась система для обогащения руководителей. А труд истинного Создателя обесценился совершенно.

Но зато появилась возможность самому разрабатывать здания полностью от фундамента до крыши, и это были уже индивидуальные конструкторские разработки одного человека. При такой системе конструктор приобретает очень большой опыт самостоятельной работы (хотя это никем не ценится)».

Вот таким «единичным специалистом» широкого профиля в области архитектурного проектирования и стал за последние два с лишним десятилетия Александр Иванович Стрельников. Разработчиком-профессионалом всего того, что наполняет архитектурный замысел и внешний облик любого вновь создаваемого строения вполне конкретным и необходимым внутренним содержанием. «На каждом объекте встречается всегда что-то новое, индивидуальное. Никогда не бывает двух абсолютно одинаковых объектов», – поясняет в своём письме Александр Иванович.

В этих скупых строчках – упоминание о наиболее интересном и дорогом для него и нас. О том нескончаемом и разнообразном творчестве, с которым каждодневно сталкивается в своей работе вдумчивый и прогрессивный проектировщик архитектурных сооружений. О творчестве, основанном на глубоких и разносторонних знаниях, необходимых для выбора наилучшего, оптимального решения в каждой, конкретно взятой на реализацию задаче, возникающей при воплощении в жизнь создаваемой архитектором художественной формы. И этот потенциал особенно впечатляет, если таковых форм в послужном списке разработчика насчитывается не один десяток, что, несомненно, имеет место у Александра Ивановича, и в чём мы можем сегодня убедиться сами.

«По каждому объекту выполняется масса инженерных расчетов, рассчитывается каждое сечение фундаментов, проверяется на прочность каждый кирпичный простенок здания, рассчитываются колонны, балки, каркасы и разные конструкции из монолитного бетона. И завершающим этапом является вычерчивание, разработка конструктивных чертежей каждого элемента здания с указанием всех его размеров по сделанным расчетам. И только после этого весь проект выдаётся строителям. Количество вычерченных мной листов на один 9-тиэтажный жилой дом, достигает 80-90 штук», – этим ёмким по содержанию абзацем Александр Иванович Стрельников повествует об особенностях своей невероятно насыщенной достижениями профессиональной деятельности. И не смотря на лаконичность этих строк, думаю, каждый способен разглядеть в них ту масштабную, активную созидательную работу, с которой ежедневно имел и имеет дело сегодня герой этого небольшого рассказа.

Несомненно, что интересуясь тем или иным архитектурным творением, мы в первую очередь отдаём дань тому, что обычно лежит на поверхности: художественному мастерству зодчего, его чувству гармонии, времени и красоты, умению раскрыть себя, свою пытливую мысль в многоликом разнообразии создаваемых форм, точно и созвучно вписать их в окружающие ландшафты и постройки. А работа того, кто наполняет всё это конкретным внутренним содержанием – проектировщика-конструктора – обычно остаётся за кадром, хотя она не менее креативна и сложна, важна и ответственна.

Умение воплотить замысел архитектора в жизнь во всей возможной полноте, придав ему дополнительного блеска в используемых технических решениях, в прочности закладываемых конструкций на десятилетия или даже века, в продуманности функционала и исполнительском изяществе точно рассчитанных составляющих модулей и элементов, тоже дорогого стоит. Фактически без тесной взаимосвязи и единства в своей работе главного архитектора и главного проектировщика сегодня невозможно появление на свет современного архитектурного сооружения даже минимальной сложности.

Всё это я нахожу и в работах Александра Ивановича Стрельникова. Как видно из опубликованных здесь фотографий, их отличает не только привлекательность внешнего облика, но и особая внутренняя сила, неизменное стремление автора идти в ногу со временем, сложность использованных им технических решений, за которыми легко просматривается и его завидная работоспособность. Фактически каждый последующий объект, бравшийся Александром Ивановичем в работу, способствовал его дальнейшему подъёму по ступеням мастерства. Требовал дальнейшего расширения уже имевшейся палитры профессиональных знаний, использования нестандартных конструкторских решений и приёмов, последовательного освоения специального программного обеспечения и прочего, о чём лучше всего может рассказать только он сам.

Сегодня, просматривая галерею земных работ неутомимого космического труженика, даже будучи дилетантами в данной области, мы можем воочию убедиться во впечатляющей мощи достигнутого им сегодня потенциала на поприще однажды избранной профессии. И что не менее интересно, познакомиться с той стороной творчества, которая обычно скрыта от нашего взора – его расчётной составляющей, столь же важной для становления человека-творца, что и образно-абстрактная.

На фотографиях работ автора отчётливо просматривается иерархическая направленность его движения от малых форм к всё более масштабным и значимым, что всегда сопряжено с неизбежным усложнением решаемых задач не только для зодчего, но и их главного конструктора-проектировщика, с его переходом на более высокую ступень совершенства в своём мастерстве. Одновременно можно отметить и завидное разнообразие архитектурных объектов в их функциональном назначении: от жилых построек и комплексов разной этажности, магазинов, до спортивных клубов, банков, поликлиник, крупных торговых центров и прочего, что также говорит о могучем, многофактурном потенциале их создателя.

Цель, назначение объекта, весь поставленный заказчиком комплекс задач во многом диктуют способы их реализации в едином организме формы, несущей к тому же и незримый энергетический подтекст. И в этом действе кропотливая творческая работа проектировщика, наполняющего «внешнюю оболочку» здания глубоким, всесторонне продуманным внутренним содержанием, зачастую выходит на первый план, становясь главной фундаментальной основой при создании всей целостной гармоничной конструкции. Его умение оптимизировать требуемый технологический процесс, связать частное в общее и единое целое наилучшим образом – залог успеха всего создаваемого архитектурного проекта.

Ещё раз подчеркну: то, что мы имеем сегодня уникальное свидетельство творческих достижений Александра Ивановича Стрельникова – долгожданное для многих из нас событие. Но, к сожалению, это лишь часть того, что было им создано на поприще проектно-архитектурных изысканий. «Имеется еще множество частных магазинчиков, жилых домов по городу и району, и даже в других городах Московской области, где я принимал участие в проектировании. Во всех этих проектах я разрабатывал конструктивную часть, начиная с фундаментов и заканчивая крышей. Фото этих объектов у меня, к сожалению, нет, да я уже и не припомню, что напроектировал за свою долгую творческую жизнь», – так с лёгкой грустью итожит наш герой короткий рассказ о своём профессиональном вкладе в копилку достижений общества.

Последую же и я вслед за ним к финалу. Завершая эту вступительную статью, посвящённую открытию в виртуальном музее нового раздела, остаётся пожелать его вдохновителю и подлинному автору – уважаемому Александру Ивановичу Стрельникову – дальнейших успехов в любимом деле и неиссякаемых сил на долгие-долгие годы! Чтобы ещё не раз он смог пополнить в нём коллекцию своих работ вновь созданными произведениями высокой и неповторимой архитектуры!

Вернуться в раздел "Проектирование"