О наболевшем/ Заметки и комментарии

25.07.17     Страсти по «Матильде» (окончание)

Если же вернуться к теме сегодняшнего разговора, то в заключение хочется сказать вот о чём.
Думаю, что запрещать готовый к прокату фильм, в который вложены немалые народные день-
ги, уже не только несвоевременно, но и не совсем правильно. Принимать ответственное реше-
ние о его создании и спонсировании из бюджета государства нужно было раньше. Как говорит-
ся, поздно пить «Боржоми», когда почки отказали. Хотя, не лишне, наверное, поискать здоро-
вый компромисс, касающийся изменения даты премьерного показа, сдвинув её «вправо» при-
мерно на полгода. Создавать дополнительный повод для раскола в обществе накануне выборов
президента страны было бы крайне недальновидно.

И не пора ли в этой связи задуматься над необходимостью создать полномочные общественные
советы, куда должны войти, прежде всего, профессионалы от искусства, достигшие при этом мак-
симально высокой степени духовной зрелости. И, соответственно, решительно отмежеваться от
услуг любых дьяволистов, цели которых прямо противоположны созидательным. То есть экспер-
тами в них должны выступить люди ответственные за судьбы страны, прекрасно разбирающиеся
в том, каким должно быть подлинно высокое творчество и что есть его антипод; какие произведе-ния ведут человечество к духовному прогрессу, а какие к моральному разложению, способствуя
его деградации, стремительно разрушающей культурный фундамент нашей страны.

По моему глубокому убеждению, России необходима морально-нравственная цензура, табу
на низость, пошлость и ложь в любом обличии, в том числе и завуалированные под искусство.
Если, конечно, воспитание высокодуховного человека – не пустой звук для нашего общества и
представляющего его интересы государства. Если оно всецело заинтересовано в том, чтобы сле-
довать в будущее дорогой созидания, а не разрушения. То злонамеренное опошление классичес-
ких произведений прошлого, которое наблюдается сегодня на многих театральных подмостках
страны, лично у меня ничего, кроме негодования и отвращения, не вызывает. Бесконтроль-
ность, порожденная ложным представлением людей о необходимости введения ве-
зде и всюду полной свободы действий и самовыражения, плодит лишь дурной вкус
и духовное разложение сограждан
.

Конечно, ничего фатального для большинства людей не произойдёт, если они увидят скандаль-
ный фильм и получат в результате искажённое представление о нашей истории. Это станет для
нас хорошим уроком и поводом задуматься над тем, что сейчас вообще происходит в стране и ми-
ре, какие опасные тенденции получают в нём всё большее распространение. Впадать в крайности, как предлагает, например, протоиерей Всеволод Чаплин, нам не следует. А тем более, поддержи-
вать откровенных экстремистов, настроенных ещё более решительно. Православие – религия
мира и любви
. Об этом нужно помнить всегда.

Да, правильное воспитание невозможно без своевременного употребления понятий «можно» и
«нельзя». Но строгие запреты хороши и действенны только для тех, кто пока мало в чём разбира-
ется, то есть для совсем уж неопытных душ, внутри которых безмолвствующая пустота ещё не на-
работанных ими личных качеств. Но даже для них куда полезнее, на мой взгляд, попробовать
осмыслить суть увиденного и услышанного, разрешая при этом все непонятные моменты у более
умудрённых наставников. Именно в этой привычной для себя роли должно выступить православ-ное священство.

Ну а обществу в целом надо будет обязательно дать объективную и беспристрастную оценку про-
изошедшему. И если худшие опасения подтвердятся, сделать всё возможное для порицания ви-
новных и исключения подобного рода казусов в будущем. Если же нет – извиниться перед авто-
рами за возникшие ложные тревоги и опасения, поблагодарив их за стойкость в отстаивании соб-
ственной позиции. Борьба мнений, не выходящая за рамки приличий - это нормально.
Она не позволяет обществу загнивать, держит его в здоровом тонусе и ведёт к совершенству.

Фильмы приходят и уходят. Одни оставляют в нас тёплые воспоминания и желание хотя бы из-
редка пересматривать отдельные полюбившиеся в них фрагменты. Другие и вовсе взлетают на
кинематографический Олимп, становясь классическими образцами высокого творчества для на-
стоящего и будущих поколений. Третьи, вспыхнув на мгновенье как перегоревшая лампочка, ис-
чезают навсегда из людской памяти, не оправдав и толики надежд своих создателей. Всё опреде-
ляется величиной духовного потенциала, заложенного в них с момента возникновения первона-
чального замысла до его непосредственного воплощения в жизнь. Недремлющие Высшие си-лы и Время всё расставляют по своим местам, увековечивая достойное и решитель-
но
стирая из человеческой памяти весь вредоносный брак.

Нам же из любых резонансных историй следует научиться извлекать пользу, делать правильные
выводы, а затем деловито и спокойно двигаться в сторону дальнейшего прогресса, развития в лю-дях высоких человеческих качеств. Духовное воспитание – не только забота церкви и го-
сударства, но и каждого из нас в отдельности
. То, что многие уже сейчас это понимают, от-
чаянно бьются за нравственную чистоту общества, на мой взгляд, обнадёживающий сигнал. Зна-
чит, несмотря на все старания мировых разрушителей, стремящихся взорвать страну изнутри, и
прежде всего мировоззренчески, мы по-прежнему держим такие удары с честью. Способны дать
решительный отпор нашим духовным недругам и их провокационным планам…

20.10.17     Кому и зачем нужна современная наука?

   Как показала жизнь, не так уж часто возникают в суете по-
   вседневности интересные темы, на которые хочется, так
   или иначе, откликнуться в своих заметках. Концовка лета
   и начало осени выдались в этом плане не слишком урожай-
   ными и вдохновляющими. Возможно, сказалась здесь и по-
   ра отпусков. Но вот недавно, а точнее 26 сентября импульс,
   побудивший к безотлагательным действиям, моим сознани-
   ем был получен.

В этот вроде бы ничем ни примечательный день в Российской Академии Наук учёные избрали
своего нового президента, и по такому знаменательному случаю на волнах радио «Вести ФМ»
состоялось выступление одного известного социолога в программе «Интервью». Речь о Викторе
Вакштайне – профессоре московской высшей школы социальных и экономических наук. Этот
неолиберал от науки наговорил столько прелюбопытного, что до сих пор нахожусь под впечатле-
нием от услышанного. Впрочем, не только я. Судя по всему, в числе изумлённо-недоумевающих
слушателей оказался и интервьюер – Александр Андреев.

Уже с первых минут стало понятно, что гость программы не собирается петь дифирамб, ни из-
бранному главе РАН, ни ей самой, ни продвигаться в границах фарватера, предложенного веду-
щим. То есть, пускаться в рассуждения о том, куда должна устремиться российская наука, чтобы
стать однажды лучшей в мире. Гость сразу же «вязал быка за рога», развернув «оглобли» про-
граммы в нужном именно ему направлении: «Если мы допускаем, что наука нужна для чего-
то, то она сама по себе не является ценностью, а является средством для решения какой-то
острой актуальной геополитической задачи»
.

A дальше последовало развитие этой «гениальной» мысли: «…вообще наука – это такое боль-
шое лукавство. Это то, как наука выдаёт себя, чтобы получить государственное финанси-
рование. Она сформировалась задолго до того, как на неё появился государственный заказ.
Наука в её современном понимании никак напрямую не связана с острыми ак-
туальными потребностями государства, общества и тому подобного
. НАУКА В
ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НУЖНА САМОЙ СЕБЕ. И она перестаёт быть наукой, когда перестаёт
быть нужной даже самой себе. Поэтому уместнее всего её будет сравнить с религией, с поли-
тикой и с правом…


стр 13<<<>>>10<<на стр>>15